Понятие запаса пронизывает все сферы материального производства, так как материальный поток на пути перемещения от первичного источника сырья к конечному потребителю может накапливаться в виде запаса на каком-либо участке. Причем, управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику. В теории управления запасами выделяют такие их виды:

1. По месту продукции в логистической цепи:

– запасы материальных ресурсов;

– запася незавершенного производства;

– запасы готовой продукции;

– запасы тары;

– запасы возвратных отходов.

2. По отношению к базисным логистическим активностям:

– запасы в снабжении – материальные ресурсы, которые находятся в логистических цепях от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции;

– производственные запасы – запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, которые поступили потребителям и не были переработаны, находятся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяют обеспечить непрерывность производственного процесса;

– товарные (сбытовые) запасы – запасы готовой продукции, транспортные запасы, которые находятся на складах готовой продукции фирмы-производителя и в дистрибутивной сети, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи);

– совокупные материальные запасы являются объектом оптимизации логистического управления с позиции общих расходов и содержат в себе все перечисленные выше виды запасов: запасы в снабжении, производственные запасы и товарные запасы.

3. По отношению к комплексным логистическим активностям:

– складские запасы – запасы готовой продукции, которые находятся на складах разного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников;

– транспортные запасы (запасы в дороге, транзитные запасы) – запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, которые находятся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы;

– запасы грузопереработки – специфический складской запас, который формируется без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).

4. По функциональному назначению:

– текущие (регулярные) запасы – это основная часть производственных и товарных запасов, которые предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства и сбыта между двумя очередными поставками, формируются при условии неравномерного и регулярного снабжения из-за несоответствия объемов снабжения и разового потребления;

– страховые (гарантийные) запасы – предназначены для непрерывного снабжения потребителя при непредусмотренных обстоятельствах: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменение интенсивности потребления, задержки поставок в дороге, сбои в производственно-технологических циклах и т.д.;

– подготовительные (буферные) запасы – это часть производственного (товарного) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, их наличие обусловлено необходимостью выполнения определенных логистических операций приема, оформления, погрузки, разгрузки, дополнительной подготовки к потреблению;

– целевые запасы – запасы, созданные для определенных целей (сезонные, спекулятивные, запасы продвижения и т.д.).

5. По отношению к звену логистической цепи или логистическим посредникам:

– запасы у поставщиков;

– запасы у потребителей;

– запасы у торговых посредников;

– запасы у посредников в физическом распределении.

6. По структурной роли в системе управления запасами:

– максимальный запас – нормативный уровень запаса, экономически обоснованный как верхний показатель объема запаса;

– предельный запас – минимальный (контрольный) уровень запасов, при достижении которого необходимо их пополнение, так называемая точка заказа или уровень выдачи заказа;

– гарантийный запас – запас, который постоянно поддерживается на случай непредусмотренных заказов и резких колебаний спроса;

– текущий запас – фактический уровень запаса в какой-либо момент времени.

Классификация запасов предприятия по вышеуказанным признакам достаточно условна и предназначена в основном для их контроля и пополнения.