Упаковка влияет на уровень логистических расходов и эффективность логистической системы.

В логистической системе упаковка выполняет четыре основные функции:

– идентификация продукта и предоставление о нем основной информации;

– защита продукта при его перемещении по логистической цепи;

– облегчение грузопереработки и транспортировки;

– маркетинговая поддержка.

Выделяют два основных типа упаковки:

– внутренняя, или потребительская, которая обращена к конечному потребителю товара и выполняет маркетинговые функции.

Потребительская упаковка разрабатывается для удобства потребителя, привлекательности для покупателя, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений;

– внешняя, или промышленная, которая обеспечивает удобство логистических операций.

Как правило, идеальная внутренняя упаковка, которая привлекательна для потребителей благодаря необычной форме и габаритам, именно по тем же причинам представляет собой наилучший вариант упаковки с точки зрения логистики.

Одной из наиболее важных концепций упаковки, связанной с логистическими процессами хранения и грузопереработки, является концепция стандартной укрупненной грузовой единицы. Создание укрупненной грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизированный «пакет», так называется контейнеризация. Такая укрупненная грузовая единица может формироваться как на производственных участках, так и на складах.

Для контейнеризации могут быть использованы:

– жесткие контейнеры – устройства, которые содержат промышленные упаковки или отдельные изделия для складирования и транспортировки;

– нежесткие контейнеры – не создают замкнутую защищающую оболочку для продукции, которая складируется и транспортируется. Здесь объединение промышленных упаковок в грузовые единицы происходит путем их штабелировки на поддонах. В качестве базовой основы для формирования грузовой единицы предлагается использовать поддоны двух унифицированных размеров 1200х800 мм и 1200х1000 мм. Для обеспечения единого подхода к разному складскому оборудованию вводится понятие базового модуля, который представляет собой прямоугольник с размерами 600х400 мм, способный кратное количество раз укладываться на стандартные поддоны.

Стандартизация грузов повышает эффективность логистических процессов – сокращает время погрузочно-разгрузочных работ, облегчает операции грузопереработки и транспортировки, повышает сохранность продукции в дороге, упрощает контроль за грузами, повышает аккуратность хранения и т.д. Все эти факторы способствуют сокращению логистических расходов.