Для осуществления перевозок грузов по заказам потребителей транспорт использует имеющиеся у него технические средства и расходует различные виды ресурсов. Из расходов этих ресурсов складываются производственные расходы транспортных предприятий и себестоимость перевозок грузов, на основе которой, с учетом необходимой суммы рентабельности, транспортные предприятия устанавливаются стоимость своих транспортных услуг – тарифы на перевозки.

Государственным предприятиям тарифы устанавливают соответствующие министерства, а частные предприятия устанавливают цены на свои транспортные услуги самостоятельно на основе своих расчетов и с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг.

Системы тарифов на разных видах транспорта имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте грузовые тарифы подразделяются по видам, роду отправки и форме построения.

1. По видам выделяют тарифы:

а) общие – основной вид тарифов, используется при перевозках всех грузов, за исключением тех, для которых установлены специальные цены;

б) исключительные – устанавливают для отдельных грузов, направлений перевозок и расстояний, могут быть пониженными и повышенными;

в) льготные (пониженные) – используются для определенных организаций и целей;

г) местные – устанавливаются для перевозок грузов в местном сообщении.

2. По роду отправки различают тарифы:

а) повагонные – установленные на перевозки грузов целыми вагонами;

б) на перевозку грузов мелкими и малотоннажными отправлениями – исчисляются за фактическую массу отправки;

в) контейнерные – не перевозку грузов контейнерами;

г) потоннажные – плата взимается за каждую тонну перевезенных грузов.

3. По форме построения тарифы делятся на:

а) табличные – указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера и т.д.;

б) схемные – дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки и характера перевозимых грузов.

Провозная плата за перевозку грузов автомобильным транспортом связана с установлением тарифной ставки и тарифной схемы.

Тарифная схема – это установленный для определенной ситуации порядок расчета за перевозку грузов. На практике используют три схемы: сдельную, почасовую и условную расчетную единицу транспортной работы.

При использовании сдельных тарифов взимается плата за фактическую массу перевезенных грузов в зависимости от расстояния перевозок и рода грузов.

Почасовые тарифы предусматривают оплату за каждый час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

При схеме на условную расчетную единицу транспортной работы учитывается ставка за условную расчетную единицу, умноженная на количество выполненных условных расчетных единиц работы.

Тарифная ставка – это установленная автотранспортным предприятием цена выполненной услуги.

Тарифы, действующие на речном транспорте, определяются отдельными пароходствами в соответствии с условиями эксплуатации средств речного транспорта.

По аналогии с тарифами железнодорожного транспорта речные тарифы классифицируют по видам (общие, исключительные, специальные и местные) и по форме построения (табличные и схемные).

На морском транспорте цена транспортной продукции может быть выражена двумя ее формами – тарифом (если груз перевозится системой линейного судоходства) и фрахтом (если перевозка носит заказной характер).

Тарифы на перевозки воздушным транспортом представляют собой плату за перевозку 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они могут рассматриваться с учетом общего веса и объема груза и включают оплату загрузки и разгрузки самолета, хранение груза и экспедиторское обслуживание.