Как любая экономическая система, логистическая система имеет свою структуру и содержание, которые особо ярко проявляются на уровне микрологистики. Несмотря на комплексность и единую целостность, множество разнородных составляющих, логистическая система, однако, может быть условно разделена на определенные функциональные области: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. При этом транспортная логистика, собственно говоря, является составляющей частью первых трех, однако иногда специалисты, чтобы подчеркнуть важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов, объединяют эти процессы и их изучение в отдельном разделе.

Поскольку задача логистики состоит в комплексном управлении сквозным материальным потоком, анализ формирования и дальнейшего перемещения потока материальных ресурсов начнем со сферы поставок.

Подсистема закупок организует вход материального потока в логистическую систему. Логистика на этом этапе называется закупочной, однако в литературе часто можно встретить и другие названия – заготовительная логистика или логистика поставок.

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Целью закупочной логистики является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Для использования концепции логистики на заготовительном этапе необходимо быть готовым к изменению самой философии организации производства конечной продукции, которая должна отвечать всем характеристикам действующего и потенциального спроса.

В условиях функционирования логистической системы на предприятии необходимо придерживаться правила, которое состоит в том, что расчеты всех параметров производственно-хозяйственной деятельности нужно вести как бы в обратном направлении. В целом закупочная логистика является производной от модели производственной логистики.

Таким образом, расчеты потребности в закупках осуществляются в обратном от производственного процесса направлении, т.е. от конечной продукции до сырья, материалов, полуфабрикатов. Если на вход производственного процесса подаются входящие материалы или другие продукты, которые на протяжении процесса перерабатываются и на выходе превращаются в готовую продукцию, то поток информации и потребности выступает противопотоком по отношению к материальным потокам: от сбыта готовой продукции до поставок материалов и других приобретенных товаров производственного потребления.

Однако принцип информационного противопотока не означает, что сбыт и производство пассивно диктуют свои условия снабжению. Снабжение существенно влияет на конкурентоспособность продукции предприятия не только путем сокращения расходов обращения и своевременности выполнения заказов производства. Прямое влияние снабжение оказывает на качество продукции, а также на формирование ассортимента, так как является непосредственным источником информации о рынке конкурирующих материалов и возможностях поставщиков.

Процесс управления материальными потоками в закупочной логистике состоит из двух основных частей:
– управление диспозицией материально-технических ресурсов, т.е. управление запасами;
– регулярный анализ, выбор и организация поставок материально-технических ресурсов на предприятие, т.е. управление поставками.

Существует набор логистических активностей, связанных с управлением закупками. Приведем их краткую характеристику.

1. Идентификация и переоценка потребностей. Менеджмент закупок начинается с изучения тех снабженческих трансакций, которые необходимо установить между отделом закупок и конкретными потребителями материальных ресурсов (подразделениями) фирмы. В некоторых случаях, например, если изменяется ассортимент произведенной продукции, может быть пересмотрен состав внутрифирменных потребителей и/или номенклатура материальных ресурсов.

2. Изучение и оценка требований потребителей. Как только внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов определены, нужно установить требования к размерам, параметрам поставок, планы и спецификацию на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, необходимо установить требования пользователей, которые определяют сервис поставок.

3. Решение «сделать или купить». Прежде чем определить возможных поставщиков, необходимо решить вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить определенные виды материальных ресурсов (например, компоненты для комплектации сложных товаров: автомобилей, компьютеров и т.д.), чем покупать у других. В этом случае для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие расходы и возможный уровень качества.

4. Определение типов закупок. Сегодня существуют три основных типа организации закупок материальных ресурсов в зависимости от длительности и сложности: постоянные закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик, или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного потребителя.