Перемещение материальных потоков по логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Перемещение через склад связано с расходами живого и прошлого труда, что увеличивает стоимость товара. Поэтому склад необходимо рассматривать не изолированно, а как интегрированную составляющую часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Склады – это строения, сооружения и различные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения товаров, которые поступили в них, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Распространенным является мнение о том, что склады создаются исключительно для хранения материальных ценностей. Однако на складах не создаются новые материальные ценности, дополнительная потребительская стоимость, поэтому хранение как самоцель не приносит никакой пользы. Как правило, качество грузов может только ухудшаться от хранения на складе, а в финансовом отношении целенаправленное хранение грузов на складе может привести только к убыткам, поскольку, во-первых, материальные ценности, которые хранятся на складе, временно исключены из финансового оборота, хотя на их приобретение и изготовление были потрачены некоторые ресурсы, а во-вторых, именно складирование грузов требует определенных расходов.

На самом деле никакие материальные ресурсы не производятся для того, чтобы хранить их на складе. И все же склады существуют и широко распространены во всех отраслях экономики, в промышленности, на транспорте, в оптовой и розничной торговле, строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Это поясняется тем, что в современных условиях склады выполняют ряд существенных функций:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и с целью выполнения заказов клиентов.

2. Складирование и хранение продукции с целью выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции, что дает возможность осуществлять непрерывное производство и производство на базе созданных товарных запасов, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции.

3. Консолидация и разукрупнение грузов – склад может осуществлять функцию объединения (консолидации) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства, что способствует уменьшению транспортных расходов. В то же время на склад могут поступать грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, которые затем разделяются на более мелкие партии согласно заказам и отправляются каждому потребителю.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является предоставление клиентам различных услуг, которые обеспечивают фирме высокий уровень обслуживания потребителей.

Целью создания складов в системах логистики является не сохранение материальных ресурсов, а преобразование параметров материальных потоков для наиболее эффективного использования. Под параметрами понимают размеры и состав транспортных партий, грузов, тип и способ упаковки, количество наименований грузов в транспортных партиях, время прибытия и отправления транспортных партий и др.

Объективная необходимость в специально оборудованных местах для хранения запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется достаточно большая номенклатура складов, основными классификационными признаками которых являются следующие.

1. По отношению к функциональным базисным сферам логистики:

– склады поставок;

– склады производства;

– склады распределения.

2. По видам хранимой продукции:

– склады сырья, материалов, комплектующих;

– склады незавершенного производства;

– склады готовой продукции;

– склады тары;

– склады возвратных отходов.

3. По отношению к логистическим посредникам:

– собственные склады предприятий;

– склады логистических посредников (торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т.п.).

4. По функциональному назначению:

– склады буферных запасов – предназначены для обеспечения производственного процесса (склады материальных ресурсов и незавершенного производства, производственных, страховых, сезонных и других видов запасов);

– склады перевалки грузов (терминалы) на транспортных узлах, выполнении смешанных, комбинированных, интермодальных и других перевозок;

– комиссионные склады – предназначены для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

– склады хранения, которые обеспечивают хранение и защиту складируемых изделий;

– специальные склады (таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отходов и т.п.).

5. По продуктовой специализации:

– узкоспециализированные (для одного или нескольких наименований продукции);

– ограниченного ассортимента;

– широкого ассортимента.

Склады могут также быть классифицированы по видам собственности, по технической оснащенности, по наличию внешних подъездных путей, по видам складских строений и сооружений, по технической конструкции и т.п.