Широкое распространение в процессе управления снабжением получил метод, который основан на решении в закупочной логистике так называемой «задачи МОВ» (в англоязычной литературе – Make-or-Buy Problem) – задача «сделать и купить».

Решение этой задачи требует обоснования ответа на вопрос о самостоятельном производстве необходимых предприятию деталей, комплектующих изделий и т.д. или закупки их из внешних источников.

В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как относительно использования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и относительно использования собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.

Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.

Пример

Фирма производит и продает три компонента. Перед руководителем отдела снабжения была поставлена задача – изучить цены на мировом рынке. Определены такие ценовые и стоимостные показатели (табл. 1).

Таблица 1

Исходная информация для принятия управленческого решения «сделать и купить»

  ПоказательКомпонент
 АБВ 
Объем производства, ед.   200    400    800  
 Расходы основных материалов на единицу продукции, грн.8104
 Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (на единицу продукции), грн.16188
 Прямые расходы на единицу продукции, грн.462
 Постоянные расходы на единицу продукции, грн.8104
 Цена реализации единицы продукции, грн.405020
 Импортная закупочная цена, грн.27.542.020.0

 Необходимо:

а) дать рекомендации руководству фирмы о возможностях закупки компонента исходя только из расходов;

б) определить размер прибыли в случае собственного производства всех компонентов;

в) установить, повлияют ли рекомендации и закупках (пункт а) на прибыль и в какой степени.

При разработке рекомендаций о возможностях закупки компонента необходимо принимать во внимание только релевантные расходы и доходы, т.е. те расходы и доходы, размер которых непосредственно зависит от принимаемого решения. Расходы для двух альтернатив – закупка или собственное производство – представлены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ двух альтернатив (закупка или собственное производство)

Релевантные расходыКомпонент
АБВ
производ-
ство
закупкапроизвод-
ство
закупкапроизвод-
ство
закупка
Расходы основных материалов на единицу продукции, грн.8104
Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (на единицу продукции), грн.16188
Прямые расходы на единицу продукции, грн.462
Импортная закупочная цена, грн.27.54220
Всего релевантные расходы на единицу продукции, грн.2827.534421420

Результаты расчетов исходя только из расходов показывают, что фирме имеет смысл закупать компонент А.