При определении партии поставки в закупочной логистике используют показатель оптимального (экономического) размер заказа. Этот показатель выражает мощность материального потока, направленного поставщиком по заказу потребителя и обеспечивающего для последнего минимальное значение суммы двух логистических составляющих: транспортно-заготовительных расходов и расходов на формирование и хранение запасов.

Определяя размер заказа, необходимо сопоставить расходы на содержание запасов и расходы на подачу заказов. Поскольку средний объем запасов равен половине размера заказа, укрупнение партии заказа приведет к увеличению среднего объема запасов. С другой стороны, чем большими партиями осуществляются закупки, тем реже приходится делать заказы и, таким образом, уменьшаются расходы на их подачу. Оптимальный размер заказа должен быть таким, чтобы суммарные годовые расходы на подачу заказов и на содержание запасов были наименьшими при данном объеме потребления.

Экономический размер заказа (economic order quantity – EOQ) определяется по формуле, полученной Ф.У. Харрисом. Однако в теории управления запасами она более известна как формула Уилсона:

Экономический размер заказа

где EOQ – экономический размер заказа, ед.;

     С0 – расходы выполнения заказа, грн.;

     Сi – закупочная цена единицы товара, грн.;

     S – годовой объем продаж, ед.;

     U – доля затрат хранения в цене единицы товара.

Пример

Найдем оптимальный размер заказа при следующих условиях. Согласно данных учета стоимость подачи одного заказа составляет 150 грн., годовая потребность в комплектующем изделии – 2500 шт., цена единицы комплектующего изделия – 450 грн., стоимость хранения комплектующего изделия на складе составляет 18% его цены. Определить оптимальный размер заказа на комплектующее изделие.

По формуле определяем:

Экономический размер заказа 

 Чтобы избежать дефицита комплектующего изделия, можно округлить полученный размер заказа в большую сторону. Таким образом, оптимальный размер заказа на комплектующее изделие будет составлять 97 шт. Следовательно, в течение года необходимо разместить 26 (2500/97) заказов.

На практике при определении экономического размера заказа приходится учитывать большее количество факторов, чем в базовой формуле. Чаще всего это связано с особыми условиями поставок и характеристиками продукции, с которых можно получить определенную пользу, если взять во внимание такие факторы: скидки на транспортные тарифы в зависимости от объема грузоперевозок, скидки с цены продукции в зависимости от объема закупок, другие уточнения.

Транспортные тарифы и объем грузоперевозок. Если транспортные расходы несет покупатель, их нужно учитывать при определении размера заказа. Как правило, чем больше партия поставок, тем ниже расходы на транспортировку единицы груза. Поэтому при прочих равных условиях предприятиям выгодны такие размеры поставок, которые обеспечивают экономию транспортных расходов. Однако эти размеры могут превышать экономический размер заказа, рассчитанный по формуле Уилсона. При этом если увеличивается размер заказа, увеличивается объем запасов и, следовательно, растут расходы на их содержание.

Для принятия обоснованного решения необходимо осуществить расчет суммарных расходов – с учетом экономии транспортных расходов и без учета такой экономии – и сравнить результаты.

Пример

Осуществим расчет влияния транспортных расходов на экономический размер заказа на основе предыдущего примера с дополнительным условием, что тариф на транспортировку мелкой партии составляет 0,8 грн. за единицу груза, а тариф на транспортировку большой партии – 0,7 грн. за единицу груза, большой партией считается 120 единиц (табл. 1).

Таблица 1

Влияние транспортных расходов на экономический размер заказа

Расходы, грн.Объем заказа, ед.
97110
На содержание запасов97/2×450×0,18=3929110/2×450×0,18=4455
На подачу заказов26×150=390023×150=3450
Транспортные расходы97×26×0,8=2018110×23×0,7=1771
Общие расходы98479676

Расчеты показывают, что второй вариант является более привлекательным.