Распределительная логистика является той частью логистики, которая интегрирована в сферу распределения, т.е. осуществляется в послепроизводственный период.

Распределительная логистика – это управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения готовой продукции до потребителя согласно интересам и требованиям последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Ее также называют маркетинговой или сбытовой логистикой. Целесообразно все же использовать термин «распределительная логистика», так как он наиболее точно отражает наличие в логистической системе руководящих влияний при доведении готовой продукции до конечного потребителя.

Интегрированный взгляд на функцию распределения начал развиваться в 60-х – в начале 70-х годов XX века. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, которые касаются распределения произведенного продукта, в единую функцию управления несет в себе большой резерв для повышения эффективности. Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного понимания сбыта заключается, прежде всего, в системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и снабжения при управлении материальными потоками, а также системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.

Материальный поток в сфере распределения имеет форму готовой продукции. В зависимости от субъекта экономических отношений, который берет участие в доведении ресурсов до потребителя, поток готовой продукции можно представить как товарный поток или как грузовой поток (на транспорте).

Сфера распределения и сфера снабжения в значительной степени накладываются одна на другую. Если рассматривать условные выходящие и конечные звенья материальных потоков, то для одних субъектов логистические операции являются частью системы сбыта, для других – снабжения. Это, с одной стороны, упрощает, а с другой – усложняет процесс управления материальными потоками. Так, много логистических работ и операций выполняется в обеих сферах, поэтому значительная доля приемов и методов управления потоковыми процессами приемлема как в сфере поставок, так и в сфере распределения товарной продукции. Однако объективная противоположность интересов продуцентов, потребителей, а также торговых, транспортных и других посредников определяет особенности логистического управления в зависимости от положения того или иного элемента логистической системы по отношению к другим.

В сфере распределения не создаются новые материальные ценности, а выполняются конкретные и комплексные формы деятельности, которые выступают как услуги. Таким образом, сфера распределения является производителем услуг – очень специфического товара. Основное проявление специфичности и выражается в нематериальности создаваемой продукции. Как следствие, на товарном рынке появляется не столько материальный товар, сколько уникальная модель предложения – товар-услуга.

Статус поставщика товара-услуги обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей, на чем основано формирование распределительной логистики.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия (микроуровне) – это:

– оптимизация формирования портфеля заказов;

– заключение договоров с заказчиками на поставку продукции;

– обеспечение ритмичности и соблюдение планомерности реализации продукции;

– изучение и удовлетворение потребностей в логистическом сервисе;

– рационализация параметров, структуры и продвижения динамических материальных потоков;

– оптимизация параметров и условий хранения запасов товарного характера;

– формирование и усовершенствование системы информационного обеспечения.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

– выбор схемы распределения материального потока;

– определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

– определение оптимального месторасположения распределительно центра (склада) на обслуживаемой территории и др.