Подсистема обслуживания потребителей занимает особое место в логистической системе. Первая особенность этой подсистемы состоит в том, что потребитель, на которого направлен логистический сервис, является частью системы, а не только ее целью. Поэтому при формировании подсистемы логистического сервиса потребителей необходимо рассматривать как специфический структурный элемент, интегрированный внешней средой в логистическую систему. Другая особенность подсистемы обслуживания состоит в том, что именно она является базовой в обеспечении обратных связей между потребителями и продуцентами логистических услуг.

Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может изменяться как качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину расходов, а также некоторые другие факторы подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в сфере логистического обслуживания потребителей.

Логистический сервис должен основываться на шести основных принципах:

– обязательность предложения. Предприятие, которое реализует изделия, нуждающиеся в обслуживании, но не предлагает потребителю никаких видов сервиса, обречено на проигрыш в конкурентной борьбе;

– необязательность использования. Предприятие обязано предлагать, но не может навязывать клиента сервис, поскольку выбор покупателя должен быть абсолютно свободным;

– эластичность. Пакет предоставленных услуг должен быть достаточно широким – от минимально необходимых до максимально целесообразных;

– удобство. Сервис должен предоставляться в таком месте и в такой форме, которые устраивали бы покупателя;

– рациональная ценовая политика. Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров и средством укрепления доверия покупателей для предприятия;

– информационная отдача. В процессе предоставления услуг необходимо организовать сбор информации о всех сторонах эксплуатации товаров, об оценке клиентов, о поведении и форме сервиса конкурентов.

Обобщенная последовательность действий, которые обеспечивают формирование подсистемы логистического сервиса, включает:

1) сегментацию потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут понадобиться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;

2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

3) ранжирование услуг, которые входят в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;

4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;

5) оценка предоставляемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;

6) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, выбор стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы. Оценка предоставляемых услуг определяется различными способами. Например, уровень надежности поставок можно измерить удельным весом поставленных вовремя партий. Ресурсы предприятия концентрируются на предоставлении покупателям выявленных, наиболее важных для них услуг.

В процессе формирования и дальнейшего усовершенствования подсистемы логистического сервиса продуценты услуг должны стремиться к выполнению таких основных требований:

– постоянно повышать надежность обслуживания и готовность к выполнению заказов и запросов потребителей логистических услуг;

– снижать совокупные расходы, связанные с обслуживанием и содержанием запасов;

– снижать себестоимость товара-услуги.